«Путешествие Голубой стрелы» - особенная сказка, она далека от разудалого и бесшабашного притопывания вокруг ёлки в стиле «весело, весело встретим новый год». Это трогательная история о мальчике Франческо, который мечтает об игрушечном поезде «Голубая стрела». Но его семья слишком бедна, и уже задолжала Фее, раздающей детям игрушки, так что о рождественском подарке малышу придётся забыть. Проникшись сочувствием к ребёнку, игрушки устраивают побег из магазина Феи, дабы подарить Франческо и другим детям из бедных семей немного счастья и …самих себя.
-Несмотря на присутствующую грустную ноту, эта история мне кажется очень своевременной и новогодней, - говорит режиссер-постановщик Петр Васильев. - Пусть у ребёнка зародится мысль о том, что кто-то может в праздник и грустить. Хорошо, когда у тебя есть семья, добрые родители, бабушки-дедушки, и каждый новый год к тебе обязательно приходит добрый дед мороз с мешком подарков. Но может ведь быть и иначе… У писателя Владимира Одоевского есть в сказке «Морозко» такая тема, когда Морозко ходит и стучит по окнам, стуком напоминая, что не у всех есть теплая шубка, чтобы согреться лютой зимой, а потому нельзя забывать о таких людях, надо впускать их в дом и в своё сердце. Именно с этим – деятельным сочувствием к ближнему – и созвучен мой посыл, который я вкладываю в этот новогодний спектакль. Не должно быть грустных людей в этот день. Праздник должен быть для всех, особенно когда речь идет о Новом Годе и Рождестве.
Режиссер Петр Васильев зачитывался сказками Джанни Родари будучи мальчишкой, а потому, говорит, окунуться сегодня в любимую с детства историю для него – настоящее счастье.
Режиссерское решение этого спектакля очень необычно для театра кукол – главные роли здесь отведены вовсе не куклам, а самим актёрам. По ходу сюжета им предстоит перевоплощаться в своих кукольных персонажей и играть «живым планом» куклу Генерала или куклу Розу, или других персонажей.
Для молодого артиста Александра Втулкина роль Генерала – первая большая и серьезная роль в Ярославском театре кукол, он поступил в труппу театра только в начале этого театрального сезона. Александр признался, что вживаться в роль своего персонажа ему было очень непросто, потому что Генерала он представляет себе человеком твердым, настойчивым, требовательным, одним словом, - военным.
-А я совсем не похож на него в жизни, - говорит Александр Втулкин. – Работая над ролью, я пересмотрел много фильмов военной тематики в поисках образа своего персонажа. Кое-что для роли позаимствовал даже у капитана Врунгеля!
Непросто было найти точки соприкосновения со своей героиней – Феей и одной из опытнейших актрис Ярославского театра кукол – Татьяне Аркадьевне Старочкиной.
- Я постоянно ищу в своей Фее крупинки добра, чтобы она не была только злюкой, продающей игрушки за деньги, - делится своими мыслями Татьяна Аркадьевна. – Может быть, она не так плоха и жадна, как кажется на первый взгляд. Ведь если она раздаст эти игрушки бесплатно, на что же она купит другие, новые игрушки? И, потом, когда по сюжету сказки Фея становится Машинистом, и вдруг сама получает в подарок от Начальника поезда настоящий свисток, она поражена – ведь ей «еще никто не дарил подарков»! А? Каков поворот? Любую роль надо раскапывать до донышка, чтобы получилась твоя личная история, то, что заденет за живое тебя самого. Только тогда твой персонаж заживёт.
Актрисе Татьяне Старочкиной очень нравится, что режиссер сделал в «Путешествии Голубой стрелы» акцент на живой план, ведь у Татьяны Аркадьевны в личном творческом багаже кроме «кукольного», есть и второе образование – ГИТИС. Но, говорит она откровенно, очень непросто было найти пластику роли Феи или Машиниста, ведь, если говорить о жанре, то это, скорее, клоунада.
- Мне очень нравится наша новогодняя история. Дети должны получать разную информацию, и обязательно надо говорить о дружбе, сочувствии к ближнему, надо воспитывать умение сопереживать чужим бедам, - говорит актриса Татьяна Старочкина.
Насколько авторам спектакля и артистам удалось воплотить задуманное, зрители смогут оценить уже совсем скоро. А пока...
-Наверное, еще никому из режиссеров не удалось реализовать свой замысел на все сто процентов, - говорит режиссер-постановщик Петр Васильев. – Это только в космонавтике все должно быть на сто процентов, иначе ракета не полетит, или стыковка не произойдёт. Театр – это очень творческая среда, и многие идеи корректируются по ходу рождения спектакля. Моя планка – 75 процентов от задуманного: если удается приблизиться к этому порогу, то я считаю, что команда сработала отлично. На мой взгляд, в спектакле «Путешествие Голубой стрелы» нам это удалось.
Фото актрисы Ольги Жданович.