«И в Париже и в Нью-Йорке наш Полкан красуется»

Хлудневская и филимоновская, кожлянская и романовская, абашевская и жбанниковская, каргопольская и дымковская… – всё это имена собственные, а принадлежат они глиняным игрушкам, родившимся в умелых руках мастеровых людей, проживавших в разных городах и весях нашей отчизны. Ярославский художественный музей собрал всё это богатое разноцветье глиняного промысла в своей коллекции, и теперь с радостью знакомит с ней посетителей. Выставка под названием «Свистопляс» открыта в Митрополичьих палатах.

Хлудневские игрушки (на первый взгляд самые «некультяпистые», страшненькие с лица) родом из-под Калуги; родные места романовским поделкам – липецкие края, а  за абашевскими оленями с серебряными рожками, да фигуристыми барышнями в модных туалетах, что стоят подбоченясь, кокетливо оттопырив локотки, надо отправляться в Пензу – ближе такой красоты не отыщешь никак. 
Коллекция – дело непростое, требует от собирателя и немалого времени, и средств, и страсти к путешествиям, и терпения в поисках «жемчужного зерна». Именно таким коллекционером оказалась петербурженка Наталья Борисовна Борзова. В течение нескольких десятилетий, в советское время, она колесила по стране,  закупала у самых наипервейших мастеров  разных народных промыслов их авторские работы. Эта частная коллекция легла в основу музейной, потом она не менее придирчиво и кропотливо пополнялась музейными сотрудниками. Ныне Ярославскому художественному музею есть чем гордиться: по качеству и полноте экспонатов  ярославская коллекция глиняных игрушек -  в первой десятке лучших собраний страны. На выставке в Митрополичьих палатах представлено более двухсот произведений, созданных в 1960-1990-е годы прошлого века (советское время). 
Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. Чтобы оценить их по достоинству, считает заместитель директора Алексей Федорчук,  рацио (то есть мозг) надо отключать – «игрушка предполагает в первую очередь эмоциональное восприятие».  А как отключить мысль, когда смотришь на знаменитого каргопольского Полкана? Полуконь-получеловек с окладистой  бородой, при орденах и эполетах  - это ни кто иной, как мифологический кентавр, только в нашей, северных краев, интерпретации.  И как, спрашивается, его занесло в архангельские леса?  А игрушки, родившиеся в Рязанской области, в деревеньке Александро-Прасковинка   - свистульки («улютки») в виде птичек, всадники, барыни в кокошниках, кормилицы с двумя детьми, расписанные полосами, украшенные зеленой глазурью, по своему типажу ближе к архаике, символу.  
История дымковской игрушки насчитывает больше четырех веков.  Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов,  местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной.  Позолоченные расписные игрушки символизировали вятских вдов, чьи мужья, отцы и сыновья погибли в битве с живущими рядом устюжанами. Покойных ежегодно поминали, устраивая в их честь языческое празднество со свистом и плясками.  (К слову, именно от этого языческого обряда взяла свое название выставка  - «Свистопляс»).  На выставке  дымковская игрушка стоит особняком – по стилю она ближе к городской, изящной скульптуре малых форм. Глаз не оторвать от многофигурных композиций – сельских  жанровых сценок, карусели, ярмарочного балагана! А сколько стихов сложено о дымковской игрушке!  «Мы игрушки расписные,\ Хохотушки вятские, \Щеголихи слободские,\ Кумушки посадские. \У нас ручки крендельком \Щёчки будто яблочки. \С нами издавна знаком \Весь народ на ярмарке» (http://glina.teploruk.ru/folklor/?curP). 
Великолепие «Свистопляса»  пришло в наши края надолго, до весны.  Долгими зимними вечерами эти столь разные, но неизменно прекрасные забавные фигурки, расписанные яркими красками, согреют вам душу, порадуют сердце и внесут приятное разнообразие в серую повседневность. 

 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»