Хлудневские игрушки (на первый взгляд самые «некультяпистые», страшненькие с лица) родом из-под Калуги; родные места романовским поделкам – липецкие края, а за абашевскими оленями с серебряными рожками, да фигуристыми барышнями в модных туалетах, что стоят подбоченясь, кокетливо оттопырив локотки, надо отправляться в Пензу – ближе такой красоты не отыщешь никак.
Коллекция – дело непростое, требует от собирателя и немалого времени, и средств, и страсти к путешествиям, и терпения в поисках «жемчужного зерна». Именно таким коллекционером оказалась петербурженка Наталья Борисовна Борзова. В течение нескольких десятилетий, в советское время, она колесила по стране, закупала у самых наипервейших мастеров разных народных промыслов их авторские работы. Эта частная коллекция легла в основу музейной, потом она не менее придирчиво и кропотливо пополнялась музейными сотрудниками. Ныне Ярославскому художественному музею есть чем гордиться: по качеству и полноте экспонатов ярославская коллекция глиняных игрушек - в первой десятке лучших собраний страны. На выставке в Митрополичьих палатах представлено более двухсот произведений, созданных в 1960-1990-е годы прошлого века (советское время).
Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. Чтобы оценить их по достоинству, считает заместитель директора Алексей Федорчук, рацио (то есть мозг) надо отключать – «игрушка предполагает в первую очередь эмоциональное восприятие». А как отключить мысль, когда смотришь на знаменитого каргопольского Полкана? Полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах - это ни кто иной, как мифологический кентавр, только в нашей, северных краев, интерпретации. И как, спрашивается, его занесло в архангельские леса? А игрушки, родившиеся в Рязанской области, в деревеньке Александро-Прасковинка - свистульки («улютки») в виде птичек, всадники, барыни в кокошниках, кормилицы с двумя детьми, расписанные полосами, украшенные зеленой глазурью, по своему типажу ближе к архаике, символу.
История дымковской игрушки насчитывает больше четырех веков. Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов, местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной. Позолоченные расписные игрушки символизировали вятских вдов, чьи мужья, отцы и сыновья погибли в битве с живущими рядом устюжанами. Покойных ежегодно поминали, устраивая в их честь языческое празднество со свистом и плясками. (К слову, именно от этого языческого обряда взяла свое название выставка - «Свистопляс»). На выставке дымковская игрушка стоит особняком – по стилю она ближе к городской, изящной скульптуре малых форм. Глаз не оторвать от многофигурных композиций – сельских жанровых сценок, карусели, ярмарочного балагана! А сколько стихов сложено о дымковской игрушке! «Мы игрушки расписные,\ Хохотушки вятские, \Щеголихи слободские,\ Кумушки посадские. \У нас ручки крендельком \Щёчки будто яблочки. \С нами издавна знаком \Весь народ на ярмарке» (http://glina.teploruk.ru/folklor/?curP).
Великолепие «Свистопляса» пришло в наши края надолго, до весны. Долгими зимними вечерами эти столь разные, но неизменно прекрасные забавные фигурки, расписанные яркими красками, согреют вам душу, порадуют сердце и внесут приятное разнообразие в серую повседневность.