С тех пор как музей получил грант, победив в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» фонда Владимира Потанина, «Дом в разрезе» зажил совсем необычной для картины жизнью. Вокруг него закипела-забурлила реальная, современная жизнь. Уже состоялись тематические вечера, погружающие зрителей в эпоху создания «Дома…», и запланированы новые, не менее интересные, встречи. Был создан сайт и приложения для планшетов (авторы – команда Евгения Головина) – они знакомят читателей с художниками полотна и их гостями, рассказывают о том, как это дом жил, как там работалось и творилось, кто любил заглядывать сюда на огонек…, словом, о целой эпохе первой половины XX века, связанной с Глебовой и Порет. Созданы анимационные ролики (заслуга аниматора Алексея Циркова). В музейном киоске появилась сувенирная продукция с символикой «Дома в разрезе» (вышеупомянутый магнитик – из этой коллекции, а ведь есть еще тарелочки, чайные пары, часы, настольные игры, и даже авторские украшения из эмали и современных материалов от художников Татьяны Макаровой и Полины Алексеевой).
17 октября в Ярославском Художественном музее «Дом в разрезе» принимал гостей. Одной из затей светского приема были игры. Например, в «разрезы». Этой салонной забавой упражняли своё остроумие гости, бывавшие у Порет и Глебовой в гостях. Суть игры в следующем: предлагается «разрезать» кого-либо и оценить, что у него внутри. Нечто виннипуховское «в голове моей опилки – не беда». Для препарирования в день приема предлагалось слово «музей». Как обозначить музейную сущность? Академизм и отвязный перфоманс, вдохновение и гранты, творчество и чопорность табличек «руками не трогать»…
Вот и светский прием в «Доме в разрезе» получился как раз в таком «винегретном» стиле. Академизм и чопорность вступительных речей; натиск классической музыки (играла ученица великой Юдиной, изображенной в одном из фрагментов картины, профессор и музыковед Марина Анатольевна Дроздова); азарт игры «Мемори» (раскладываются несколько десятков табличек с разными фрагментами картины, их надо открывать попарно и искать одинаковые); брызжущие творчеством и отвязными идеями мейл-арт открытки (предлагается нарисовать свой вариант «симфонического многообразия жизни», как советовал своим ученицам Глебовой и Порет Павел Филонов). А еще гостям было предложено придумать и изобразить свою версию дома в разрезе. Эту забаву гости постарше уступили юным художникам из арт-студии «Синяя птица», а уж в розыгрыше призов все были на равных.
Даже фуршетная часть праздника была обставлена на сей раз тематически – уж коль пили порой гости Глебовой и Порет «Кахетинское» красное, так и нынешним гостям «Дома в разрезе» было предложено то же самое вино, а также упомянутый в исторических "хрониках"сыр рокфор. Алиса Порет писала о том, как бывает выстроен их день, следующее: «Днем мы всегда писали маслом, потом обедали и гуляли, а по вечерам, если не было интересного концерта, принимали гостей. Народу у нас бывало много, подавали мы к столу только чай с очень вкусными бутербродами и сладким, а водки у нас не было никогда, и с этим все мирились».
Праздник «Дома в разрезе», без сомнения, удался. Было шумно и занимательно, познавательно и трогательно, забавно и радостно, зрелищно и вкусно. А еще было жаль покидать гостеприимные стены. Это сожаление - верный признак того, что все, как выражались наши предки, было в грамотную «плепорцию».
Фото художницы Татьяны МАКАРОВОЙ.