Олимпийский рекорд Анны Чуфаровской

Визуальным образом прошедших в феврале этого года в Сочи Олимпийских и Паралимпийских зимних игр стало олимпийское лоскутное одеяло. Оно символизировало и бескрайнее, «с южных гор до северных морей», мультикультурное пространство, которое представляет наша многоязыкая, многонациональная страна, и преемственность традиций, и великолепное разнообразие исконно русских народных промыслов. Дизайнеры – творческий коллектив BOSCO, эксклюзивный экипировщик олимпийских команд России на протяжении последних шести олимпиад, стремились в лоскутной технике олимпийского одеяла языком символов передать обилие чувств и ощущений, связанных с такими понятиями, как Родина, Россия, семья, культура, спорт, память, мечта, победа, творчество, гостеприимство… Им это удалось. О том, что одевал наших олимпийцев и паралимпийцев BOSCO, знают, если не все, то, по крайней мере, очень многие. А вот о том, что воплощала идеи дизайнерской группы BOSCO в реальное стеганое одеяло одна-единственная женщина – ярославская мастерица Анна Чуфаровская, знают единицы.
Мы беседуем с Анной Васильевной в её мастерской на окраине Ярославля.  Добрую треть просторного,  светлого помещения занимает огромная – четыре метра! швейная машина для квилтинга.  (Так называется искусство создания необычайно красивых орнаментов и целых картин путем сшивания и выстёгивания различных материалов).  С помощью этой чудо - машины, снабжённой специальным компьютером,  мастерица выстегала более ста (!) лоскутных одеял с олимпийской символикой, которые стали не только эксклюзивным, hand-made, подарком для высокопоставленных гостей олимпиады, но и своеобразным символом нашей страны, лицом России.  
…Пишу эти строки, и ловлю себя на том, что  чувство восхищения, которое я неизменно испытываю  при общении  с Анной Васильевной, существенно «обедняет» мой словарный запас:  в тексте,  тесня факты, начинают настойчиво доминировать эмоциональные восклицательные знаки. Но это –  правда: от созерцания  полотен удивительной красоты и изысканности захватывает дух,  и вместо слов, призванных описать эти рукотворные шедевры, остаются только восхищенные «охи» и «ахи». 
Американскую швейную машину Анна Чуфаровская купила чуть больше года назад специально для работы над олимпийским заказом. По словам Анны Васильевны, на таких машинах давно работает «вся цивилизация лоскутного мира», но чтобы пересчитать экземпляры чудо - техники у нас в России,  достаточно будет пальцев одной руки.  Анна Васильевна -  среди избранных. Её представители фирмы, продающей швейные машины в России,  даже в Москву на мастер-классы по демонстрации возможностей этой техники приглашают – в столице таких умельцев просто нет. 
Шила-стегала одеяла для олимпиады ярославская мастерица  около года.  Точно спортсмен, не разгибая спины,  к олимпийским играм готовилась, шутит она. В месяц приходилось делать десять, а то и больше, изделий.  И это – не считая двух десятков пробных образцов, которые ей пришлось сшить, каждый раз внося изменения, пока окончательный вариант одеяла не был официально утвержден олимпийским комитетом.  Материалы – только натуральные, лён с хлопком,  а в качестве «прослойки» - эвкалиптовое, бамбуковое полотно.  Испокон веков на Руси лён пользовался особым почтением: про лён говорили, что его «на престол с царем сажали», а в народе считали, «кто посеет лён, пожнет золото».  
Рассматривать олимпийское лоскутное одеяло бесконечно интересно: в одном фрагменте отголоски гжельской росписи найдёшь,  другие детали напомнят о хохломе, палехском промысле.  Рядом со всем этим многоголосием народных промыслов красуются - солируют нанесенные методом фотопечати обаятельные символы олимпиады – белый мишка, зайка и леопард. Дизайнеры в одном изделии – одеяле - попытались объять необъятное, и им это удалось.  Неописуемой красоты получилась вещь!
Сегодня нет такого вида рукоделия, которое бы Анна Васильевна Чуфаровская  (кстати, инженер-строитель по образованию), не освоила в совершенстве.  Про кройку-шитье и вязание на спицах и крючком я даже не упоминаю.  Ещё в советское время, когда наша лёгкая промышленность была настолько «лёгонькой», что, не владея этими навыками, было просто невозможно прилично одеться, одна приятельница Анны Васильевны поставила её талантам высший балл, сказав «все мы в своё время вязали. Но носить можно было только то, что вязала Чуфаровская».  
Самое поразительное, что Анна Васильевна никогда ничему ни у кого не училась! До всего доходила сама, своей головой и своими руками, с того самого момента, как от мамы ей досталась швейная машинка «Зингер». Анне было в ту пору семь лет, но машинку она разбирала и собирала практически с закрытыми глазами. Юной девочкой Аня шила себе наряды, снимая выкройки в журналах «Крестьянка» и «Работница».  Будучи человеком пытливым, она, узнав о каком-то новом виде рукоделия, не могла остановиться, пока не осваивала его в совершенстве. Шитьё, вязание на спицах и крючком, вышивка, плетение кружев, батик… 
Как только появился Интернет, Чуфаровская с головой нырнула в мировую паутину, и с тех пор самые новейшие тенденции в мире лоскутного шитья и прочих рукоделий стали ей абсолютно доступны. Так, в один прекрасный день, Анна Васильевна узнала, что из войлока можно делать не только валенки, но и пиджаки, шляпки, сумки, бусы, игрушки…, в общем-то, что угодно, и называется это искусство – фелтинг. Через пару месяцев Анна Васильевна освоила и это искусство.  Затем пришел черед текстильных кукол.  Только тогда у Анны Васильевны появился первый в её жизни учитель – известный мастер Екатерина Тарасова. Авторская кукла - не столько утилитарная вещь, сколько предмет искусства, она изготавливается в един¬ственном экземпляре.  И гардероб у такой куклы, как у бомонда, привыкшего одеваться в бутиках…, только лучше.  Вершиной карьеры Анны Чуфаровской как кукольного мастера стало  изготовление кукол с абсолютным портретным сходством с людьми-прототипами, причём дамы и кавалеры были в смокингах и вечерних туалетах конкретных фирм.  Достигнув совершенства и в этом, Анна Васильевна вернулась к любимой стёжке.  
- Вдруг поняла, что дальше разбрасываться было бы уже неправильно. Нужно быть специалистом в чем-нибудь одном, и делать это  в совершенстве, чтобы иметь свое лицо,  - считает Анна Васильевна.
За те годы, что мастерица занимается лоскутной техникой и стёжкой (печворком и квилтингом – так это называется на профессиональном языке),  этот вид рукоделия с вековой историей прошел долгий путь от  сшитых вручную «на коленке» бабушкиных одеял до развитой индустрии практически с космическими технологиями. Анна Васильевна, большой дока по части разной техники, восторженно признается, что «просто шалеет от возможностей этой швейной машины».  Она уже купила несколько  специальных компьютерных программ для создания дизайнерских изделий на этой машине,  сейчас осваивает новые горизонты, наслаждаясь неограниченными  возможностями современной техники. 
А «отдыхая» от больших заказов, мастерица между делом «одевает» кукольные кроватки:  матрасик, простынка, одеяло в пододеяльнике с кружевами, куча подушек – все, как положено. Ни одно женское сердце не устоит перед этим чудом!  Одна такая кроватка с постельными принадлежностями от Анны Чуфаровской уже заняла свое достойное место в музее игрушек, что в селе Вятское. На вопрос, почему она решила заняться ещё и этим, Анна Васильевна ответила просто:
-Однажды одна моя заказчица призналась, что если бы у неё в детстве была такая кукольная кроватка, то она была бы абсолютно счастлива. Вот я и подумала, почему бы не делать счастливыми современных девочек? 
То, что изделия, созданные Анной Чуфаровской, делают людей счастливее – абсолютная правда. Они не только несут в себе тепло её удивительно умелых рук, но и заряжают  жаждой творчества и созидания.  Иначе и быть не может – ведь в любой сделанный своими руками «пустячок» Анна Чуфаровская вкладывает частичку своей души. Однажды Джон Голсуорси сказал: «У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество». Точно про Анну Чуфаровскую сказано. 
 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»