В настоящее время три зала Ярославского художественного отданы творчеству молодой, амбициозной художницы Марины Жгивалевой. Цены на её работы (посмотрела на сайтах) - не для простого смертного. Уже сейчас её величают художницей для вип-персон. Признаться, эти скудные сведения были всей информацией, которой я владела, перед знакомством с творчеством художницы.
Куратор проекта Алексей Федорчук подчеркнул, что картины Марины Жгивалевой имеют «глубокое философское лицо». Признаюсь, ни глубины, ни философии я не увидела. Эпатаж, напористость, динамизм, соответствие духу времени – да, но глубокое философское лицо – нет. Впрочем, я не искусствовед, им виднее.
Первый зал отдан достаточно агрессивной, с доминантой черного и белого цвета, абстракции. Линии, росчерки, круги - все достаточно напористо и размашисто. Четыре висящие друг за другом холста «Черное и белое» под разными номерами (они заняли всю стену) заставили задуматься о том, что у художницы, во-первых, много холста и красок, во-вторых, нет недостатка в свободном времени. Этот же зал обогатил меня знакомством с новым словом – дизъюнкция. Надеюсь, что правильно списала по буквам это слово с этикетки под картиной (но не уверена в этом). Это слово обозначает «логическое сложение», утверждает Википедия. На картине же изображены четыре горизонтальных вытянутых от одного до другого края холста прямоугольника. Это и есть визуальное воплощение того самого слова, вычитанного мною в Интернете. Вы можете как угодно отозваться об уровне моего интеллекта в данном месте, но я не понимаю, что изображено на картине, и для чего. Стояла я, рассматривала прямоугольники под разным углом, и вдруг вспомнила замечательный рассказ известной писательницы Татьяны Толстой по поводу знаменитого «Черного квадрата» Малевича. Рассказ так и называется – «Квадрат». Кому интересно – почитайте. Я, когда прочла, очень обрадовалась, что и такие признанные люди, как Толстая, являются сторонниками «доквадратного» искусства. И не я одна – «деревня не асфальтированная».
Однако в другом зале Марина Жгивалева представила потрясающе оптимистичные, мозаичные натюрморты, просто портреты цветов! И оказалось, что она-таки умеет рисовать. Так это было приятно! Как-то разговаривали по поводу «художеств» в плане самовыражения с художником Владимиром Багдасарьяном. Он на своих выставках всегда новые техники и фантазийные завихрения с четкой графикой размещает по соседству. Мотивирует вот чем: посмотрит кто на нагромождения цвета и фактуры, когда сюжет проглядывает с трудом, и обронит – и я так могу. А рисунок рядом, с фотографической точностью воспроизводящий пейзаж, заставит усомниться - а могу ли?
Вот и цветочные натюрморты, и другие серии работ с видимым невооруженным взглядом сюжетом заявляют о художнице Марине Жгивалевой как об очень одаренном авторе, тонко чувствующем цветовую палитру, умело жонглирующем разными техниками. Удивительно, как мастерски ей удается передать на статичном полотне динамику движения! И покрашенные в радужные цвета коробки индустриальных пейзажей тоже хороши.
Вернувшись домой, посмотрела во всезнайке-интернете другие картины Марины Жгивалевой. Очень хотелось понять, почему кураторы проекта выбрали именно её творчество. И - да! – это было замечательно, позитивно, внятно, и не требовало почесать левой рукой правое ухо…
Такие вот сумбурные впечатления оставило у меня знакомство с творчеством Марины Жгивалевой. Искусство должно быть разным, и хорошо, что художественный музей предоставляет возможность познакомиться с разными гранями современного искусства. Ведь вешать дома эту «Дизъюнкцию» тебя никто не заставляет, в конце концов, а на цветочный натюрморт никаких гонораров, увы, не хватит.