Словакия - маленькая страна больших возможностей

Вдруг вспомнился старый анекдот про нового русского: перечитывал пейджер, много думал... Это я к чему? А к тому, что перелистывала старый, газетный еще, архив, и натолкнулась на свою статью о путешествии в Словакию. Дело было несколько лет назад, на Новый год. От новогодних фотографий заснеженных Татр повеяло такой прохладой, что захотелось в июльскую жару поделиться воспоминаниями об этой чудной поездке с близкими и дальними читателями. А вдруг кто-то возьмет на заметку и махнет туда в свой отпуск? Поверьте, Словакия стоит того, чтобы её посетить.

У нас с друзьями есть традиция: каждый год 31 декабря, в то время, когда все добропорядочные граждане крошат салат «оливье», мы отправляемся кататься на санках. И вот год назад, отполировав ледянками берег Которосли, я загадала желание: следующий Новый год отметить тоже на природе, но совсем в иных краях. Загадала и, как водится, забыла. Вспомнила о задуманном год спустя, 1 января, когда со щенячьим восторгом обозревала потрясающей красоты окрестности.

За моей спиной белоснежным сахарным сколом высились горы Высокие Татры, у ног терпеливо дожидались предстоящего долгого спуска основательные деревянные альпий-ские санки (здесь на таких катаются все, от мала до велика, и тандем весело взвизгивающих на крутых поворотах бабушки и внука, оседлавших двухместный снегокат, – правило, а не исключение из него). Одним словом, мы были в Словакии.
МОЗАИЧНОЕ ПАННО СЛОВАЦКОЙ ЖИЗНИ
Здесь поражает всё: доминанта горных хребтов в пейзаже, изобилие небольших, оживлённо бурлящих среди снегов речушек. Там, где горы подступают вплотную к железнодорожным рельсам или автомобильному шоссе, склоны по обеим сторонам дороги часто затянуты крупноячеистой металлической сеткой во избежание падения камней. Дачные домики, воткнутые буквально на любом более или менее ровном участке земли, просто микроскопичные по российским фазендовым масштабам, про такие говорят: «только грабли поставить». Однако в Словакии подобный дачный минимализм в порядке вещей, земля здесь дорогая.
Старинные здания небольших, с глубокими историческими корнями городков Попрад, Спишское подградье, Левоча радуют глаз яркой, буквально карамельной, расцветкой: они оранжевые, салатовые, бирюзовые, на многих – гербы или витиеватые узоры-украшения, фрески, кованые фонари. Как правило, здания содержатся в идеальном порядке, на улицах очень чисто. Попрад – горнолыжный курорт, снега там – более чем достаточно, но город-ские улицы выскоблены от снега практически до плитки. Однако те городские кварталы, которые облюбовали для жизни цыгане, быстро ветшают, теряют яркие краски и ухоженность, в цыганских районах заброшенные здания с выбитыми стёклами, увы, не редкость. Когда цыган в каком-то местечке становится слишком много, словаки предпочитают переселяться в другие, более благополучные места.
Такая печальная угроза нависла над старинным городком Спишское подградье (сейчас здесь проживает чуть больше трёх тысяч человек), хотя у городка есть все шансы, чтобы стать настоящей туристической Меккой. Тут расположен древний духовный центр региона – монастырский комплекс Спишска Капитула, с резиденцией местного епископа, духовным училищем, монастырём. А на большом холме точно парит надо всеми припавшими к его подножию окрестностями величе-ственный Спишский град – одна из самых больших, площадью более четырёх гектаров, крепостей Центральной Европы. Это не только «достояние республики» – памятник с 1993 года охраняется ЮНЕСКО.
ЛЮДИ – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО
Эта местность была обжита уже в каменном веке, замок в XIII веке устоял против нашествия татаро-монгольской орды. А вот цыганское соседство, похоже, городок, несмотря на свою защитную грамоту от ЮНЕСКО, может не пережить. Человеческий фактор…
К слову, о человеческом факторе. В Словакии общество сильно ориентировано на семейные ценности, на защиту прав каждого отдельно взятого человека, и выражается это по нашим, русским меркам, очень необычно. Например, в выходные и праздничные дни ни один магазин (!) не работает в прин-ципе, в будние дни двери торговых центров уже в шесть часов вечера на замке. Мотивация проста: продавцы – тоже люди, им нужно спешить домой к мужьям-детям. Это принято законом, на уровне правитель-ственных указов. Хозяева и рады бы ради процветания бизнеса открыть свой магазинчик в неположенное время – но не тут-то было.
Ещё один штришок к портрету общественной жизни. Здесь вообще нет квартирных краж и, как следствие, на окнах и балконах первых этажей нет решёток, столь привычно вписавшихся в обусловленную криминалом архитектурную среду любого российского города. Балконы, к слову, здесь не стеклят вовсе, и ни на одном из них не увидишь сломанный стул, одинокую лыжу, оставленную «на всякий случай», и десяток-другой трёхлитровых банок с соленьями. Балконы здесь дев-ственно чисты, даже бельё на них не сушат – не принято. Для хранения разных, нужных время от времени вещей в многоквартирных домах предусмотрены отдельные кладовые комнаты для каждой квартиры (они расположены на площадках рядом с квартирой или в цокольном этаже здания).
– А для чего вы используете балконы? – терзаю я вопросом Йозефа Беднара (мы гостим в словацкой семье, а потому имеем возможность узнать кое-какие подробности повседневной жизни словаков). Йозеф явно теряется с ответом, говорит, что на балконе можно подышать свежим воздухом или, сидя в кресле, выпить чашечку кофе, любуясь горами. Как вам перспектива почаёвничать на своём балконе?
Поскольку мне не даёт покоя мысль об отсутствующем в городской архитектуре тюремном атрибуте – решётках, вновь и вновь пристаю с этим к Йозефу – неужели правда не воруют? Воруют, «успокаивает» меня местный житель и поясняет, что у них принято грабить банки и магазины, но квартиры… – зачем? Тут уже я теряюсь с ответом – действительно, зачем?
В Словакии бесплатные детские сады и школы, очередей в дошкольное учреждение здесь нет в принципе: родители спокойно выбирают, какой детсад им предпочесть. Есть част-
ные заведения, но стоимость пребывания в них ребёнка обходится дешевле, нежели я плачу за питание в муниципальном детсаду в Ярославле. Если в больнице женщина после родов, например, подарит врачу коробку конфет, скандал будет на всю больницу – здесь это не принято. Сама медицинская процедура, само собой, тоже бесплатная. Вспомните, для сравнения, во сколько обходится подобное радостное событие у нас: даже в коммерческой клинике конфеты-букеты сверх платёжной квитанции с солидной суммой – само собой разумеющееся.
Зарплаты по местным понятиям здесь невысокие – 350 – 400 евро (14 – 16 тысяч рублей), но поскольку страна заинтересована в возрождении сельского хозяйства и на это здесь делают серьёзную ставку, то доярка, например, получает от 800 до 1000 евро (то есть до 40 тысяч рублей) в месяц. Для понимания, насколько эта зарплата хороша, приведу только одну цифру: килограмм сливочных сосисок очень высокого качества здесь стоит порядка 40 рублей.
ВСЕ НА СЕЛО
Мы были в одном колхозе, расположенном в предгорье Козьих хребтов. Колхоз этот недавно приобрёл местный олигарх, владелец гостиницы, ресторанов, аквапарка и прочего. Здраво рассудив, что постояльцев гостиницы и посетителей ресторанов неплохо было бы кормить собственными экологически чистыми продуктами, прикупил колхоз. Кластерный подход, как и у нас в Ярославской области, только мы к этому пока ещё только идём.
На ферме, где выращивают коров, царит идеальная чистота, за всем процессом жизнедеятельности животных следят компьютеры. Если какая-то бурёнка выпила меньше положенного ей питья, датчики тут же сигнализируют об этом тревожном симптоме. Особенно нам приглянулись трёхнедельные телята, их здесь содержат с самого рождения на свежем воздухе, у каждого – отдельные апартаменты: белая пластиковая компактная будочка, перед домиком дворик, чтобы можно было ножки размять. Всё стоит по линеечке, всё блестит чистотой – и домики с телятами, и дорогущая сельхозтехника.
Йозеф, у которого мы гостим, работает как раз в этом колхозе, хотя у него за плечами ни много ни мало Оксфорд. У него есть идея: в перспективе развить туристический потенциал фермы – открыть кафе, рассчитанное на то, что сюда будут приезжать семьи с детьми, магазины, в которых будет продаваться свежая сельхозпродукция, контактный зоопарк, где бы детвора могла пообщаться с телятами, овцами, поросятами, понаблюдать за их жизнью. Сельхозтема, экологический туризм сегодня очень актуальны в Словакии.
Мы были в одном кафе – как раз таком, о котором мечтает наш приятель. Несмотря на то, что кафе расположено в стороне от автомобильных трасс, сюда приезжают пообедать, провести пару часов на свежем воздухе люди практически со всей страны. Перед входом в кафе расположен большой игровой городок, где кроме горок-качелей есть и «работающие» модели тракторов, другой сельхозтехники, всё выполнено из дерева, никакого пластика или металла. (Здесь вообще популярны экологические материалы, в магазинах, например, обилие всевозможных деревянных детских игрушек). А вот детские игровые комплексы, к слову, в Словакии большая редкость. Мы в Ярославле этим избалованы, так как практически в каждом дворе стоят лесенки, качели, песочницы, а в том же Попраде, чтобы доставить детям радость полазить-попрыгать, надо специально идти в большой торговый центр. Зато небольшие, диаметром метров десять, круглые катки залиты прямо посреди тротуаров в пешеходной части города. Каждый вечер играет музыка, народ с удовольствием катается.
Так вот, возвращаясь к кафе. В том же игровом городке – два магазинчика, в одном продают разные сорта овечьего сыра (очень вкусные и необычные на вид), в другом – свежий, из собственной пекарни, хлеб. Одна стена ресторана стеклянная, прямо за ней – скотный двор, здесь «квартируют» овечки. Можно, сидя за столиком, дегустировать сыры, пить кофе и наблюдать за повседневной жизнью овечек. От посетителей в кафе нет отбою. На любое освобождающееся место есть сразу несколько претендентов. Овечья тема очень популярна в Словакии, в любом магазине, не говоря уже о торговых рядах в горнолыжных курортах, вам предложат сумки, варежки, носки, шапки из овечьей шерсти (всё в пределах 20 евро), просто шкуры, различную сувенирную продукцию, где главным дей-ствующим лицом выступает барашек.
Говоря о своей стране, словаки подчёркивают: Словакия – маленькая страна больших возможностей. И это действительно так: горнолыжные трассы и памятники архитектуры, уникальные природные охраняемые зоны (только вблизи Попрада находится четыре национальных парка) и мягкий климат, доброжелательное отношение местных жителей и потрясающее по вкусу словацкое пиво. В этом можно убедиться на собственном опыте.

Фотографии автора.

 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»