Примечательно, что в коллекции нет ни одной куклы, которой бы играла сама Надежда Шейко в детстве. На вопрос, почему так получилось, коллекционер ответила:
- А время какое было, помните? Сначала война, потом разруха… Наши куклы были нарисованы на бумаге, и платьица их тоже были бумажные. Вырезали наряды, прикладывали к фигуркам – вот и все наши куклы.
Точь-в-точь такая бумажная кукла с заготовками всего кукольного гардероба есть и на этой выставке. Она представлена в разделе советских кукол, появившихся на свет на рубеже 50-х годов прошлого века. Куклы одеты в форменные платьица той эпохи, рассажены за парты, на школьной доске надпись – 1953 год. Эта часть экспозиции вызывает наибольшие симпатии у посетительниц старшего возраста. Стоя у витрины, они предаются воспоминаниям о том, как сами сидели в таких же фартучках, и как писали перьевыми ручками из чернильниц-непроливаек.
Пожалуй, именно способность погружать посетителей выставки в их личные воспоминания о собственном детстве и является главной изюминкой этой экспозиции. Этот «временной лифт» никак не просчитывался заранее устроителями выставки, но такие чудеса случаются всегда внезапно, как бы вдруг. Вот и я, стоя у витрины с винтажными куклами (винтаж – это то, что появилось на свет после 1930 года, а до этого времени, старше – уже благородный антиквариат) вдруг вспомнила об огромной кукле Тане, которая умела ходить, поворачивать голову и чревовещать слово «ма-ма». Кукла была подарена мне на один из первых дней рождения, была больше меня ростом, и потому вызывала благоговейное чувство страха – сама я на тот момент времени не умела ни ходить, ни говорить. Удивительно, что об этой кукле я ни разу не вспоминала за все эти годы, а у музейной витрины вдруг всё так чётко вспомнилось…
На сегодняшний день в частной коллекции более двух тысяч экспонатов. Большинство из них приобретает сама Надежда Васильевна, что-то дарят посетители костромского музея. В коллекции есть антикварные куклы, приобретенные на аукционах в странах Европы, есть винтажные куклы, есть куклы-сувениры, одетые в костюмы бывших пятнадцати союзных республик. Эта «советская» часть коллекции, так называемые этнические куклы, однажды гостила на выставке в Баден-Бадене, где пользовалась большим интересом у посетителей. Но часто вывозить своих подопечных красавиц в свет коллекционер опасается: уж слишком хрупок старинный фарфор.
Знакомясь с экспонатами выставки, можно изучать географию. Вот марионетки с острова Бали, игрушки из Вьетнама, Таиланда, Канады… Особенно хороши, на мой взгляд, оказались характерные немецкие куклы – у них такие же очаровательные и непосредственные гримасы, как у живых карапузов, их прототипов. Хотя и в рафинированных фарфоровых красавицах, демонстрирующих модные туалеты начала прошлого века, тоже есть свой неоспоримый шарм. Одно название «Кукла с флиртующими глазами» чего стоит! Из представленных на выставке двухсот экспонатов каждый посетитель наверняка отыщет себе куклу по душе.
Фото Ирины Пичугиной и Елены Вахрушевой.